Исследования

Исследования Мэри Эйнсворт и ее вклад в понимание того, как влияет на ребенка стиль ранних взаимоотношений между ним и матерью.

 

Какой опыт в детстве может стать внутренней опорой для развития позитивной самооценки и уверенности, позволяющей исследовать и преодолевать новые вызовы окружающего мира; для способности устанавливать надежные, доверительные, теплые дружеские и семейные отношения; для умения просить помощи и поддержки, а также искусно справляться с трудностями в жизни?

Канадский психолог Мэри Эйнсворт была одной из первых, кто попытался найти ответ на этот вопрос.

           В 1954 году Мэри Эйнсворт в Уганде начала одно из передовых исследований в изучении младенцев.  Она выбрала 28 грудных младенцев из нескольких деревень возле Кампалы и начала наблюдать их в своих домах, изучая «поведение привязанности» в естественной среде. Эйнсворт вела подробные записи, наблюдая, как матери взаимодействуют с детьми в разных бытовых ситуациях: кормление грудью, приучение к туалету, купание, сосание пальца, укладывание спать, выражение злости и страха, демонстрацию радости и грусти.  Через некоторое время она начала замечать определенные поведенческие реакции, указывающие на то, что ребенок привязывался к матери. Это были, например, различия в прекращении плача. Если мать берет ребенка, ребенок прекращает плакать, но если кто-то другой попытается взять ребенка в этот момент, то он продолжит плакать. Различия в улыбке. Различия в использовании голоса. Таким образом, по поведению младенца можно было отличить фигуру привязанности от любой другой, даже знакомой фигуры. Также Эйнсворт заметила, что, когда ребенок начинает ползать самостоятельно и исследовать окружающий мир, он то и дело возвращается к матери – либо ползком, либо ищет ее взгляд и обнадеживающую улыбку – и, судя по всему, постоянно ощущает ее точное местонахождение. Описывая свои наблюдения за начинающими ползать младенцами, Эйнсворт отмечала, что мать играет для ребенка роль «базы», с которой можно без опасений совершать вылазки. Свои находки она опубликовала в труде: “Младенчество в Уганде”.

Спустя несколько  лет,  ей удалось начать ее следующее длительное лонгитюдное исследование привязанности младенцев первого года жизни в Балтиморе.

Получив серьезный исследовательский грант, Эйнсворт собрала команду из четырех наблюдателей, чтобы нанести 18 четырехчасовых домашних визитов в каждую из 26 семей. Исследователи внимательно наблюдали матерей с детьми у них дома, уделяя особое внимание стилю реагирования каждой матери на их ребенка в ряде основных областей: кормление, плач, объятия, зрительный контакт и улыбка. Они обращали внимание насколько чутко, адекватно и безотлагательно матери реагировали на сигналы младенцев в ситуациях взаимодействия.  Эйнсворт обнаружила, что поведенческие реакции, которые она определила, как поведение привязанности у младенцев Кампалы, так же довольно сильно проявлялись в Балтиморе. Это позволяло предположить, что младенцы повсюду разговаривают на одном и том же языке привязанности.

В возрасте 12 месяцев детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерю. (Тест “Незнакомая ситуация”, который входит с тех пор в арсенал всех исследователей детского развития). Эксперимент достаточно прост. Мать и ребенка помещают в незнакомую обстановку, в комнату с большим количеством игрушек, которую малыш может свободно исследовать. Потом в присутствии матери в комнату заходит незнакомый человек. Как отреагирует ребенок? Затем мать выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомцем. Как отреагирует ребенок теперь? Потом мать возвращается. Как откликнется ребенок на воссоединение?

Эйнсворт выделила три отчетливых паттерна в реакции младенцев на разделение с матерью. Одна группа детей протестовала или плакала при разделении, но когда мама возвращалась, они приветствовали ее с радостью, тянулись к маме, чтобы их взяли на руки и прижимались к ней. Их было относительно легко утешить. Эйнсворт обозначила эту группу как “надежно привязанные”.

Она обозначила две другие группы как “ненадежно” или “тревожно” привязанные. Одна группа тревожных детей, именуемые “амбивалентные” были склонны цепляться за мать с самого начала и боялись самостоятельно исследовать комнату. Они становились очень тревожными и протестовали против разделения, часто сильно плача. Амбивалентные дети искали контакт со своей матерью, когда она возвращалась, но в то же время гневно отстранялись, сопротивляясь всем попыткам их утешить.

Вторая группа, названная “избегающие”, производила впечатление независимых. Они исследовали новую обстановку, не прибегая к матери как к надежной базе, и не оборачивались, чтобы удостовериться в ее присутствии, как это делали надежно привязанные дети. Когда мать уходила, казалось, что избегающие дети не были тронуты. И при ее возвращении они игнорировали или избегали ее. Хотя более поздние исследования выявили, что сердцебиение детей с избегающей привязанностью учащается, когда мать выходит из комнаты, и опять же учащается, когда она возвращается, даже если поведение ребенка остается спокойным. Эйнсворт считала, что за независимостью и уравновешенностью этих избегающих детей кроется защитный механизм, эмоциональное онемение, позволяющее не чувствовать себя брошенными матерью.

Было обнаружено, что дети, с которыми жестоко обращались, обычно попадают в четвертую категорию привязанности, называемую “дезорганизованной”. Ребенок, относящийся к этой категории, ищет близости со своей матерью искаженными способами. Он может подходить к ней сзади, или неожиданно застыть на середине движения, или сидеть некоторое время и смотреть в пространство. Его реакции, в отличие от стратегий избегающих и амбивалентных детей, представляют полное отсутствие стратегии.

Поскольку команда Эйнсворт наблюдала в домашней обстановке каждую пару мать-младенец в течение 72 часов в предыдущем году, им удалось отследить определенную связь между стилем привязанности младенцев и материнским стилем воспитания. Они обращали внимание насколько чутко, адекватно и безотлагательно матери реагировали на сигналы младенцев в ситуациях взаимодействия (кормление, плач, телесный контакт и др.). Матери надежно привязанных детей были более восприимчивы к сигналам о голоде и плачу своих малышей и легко вызывали улыбку младенцев. Они быстрее откликались на подаваемые ребенком сигналы, дольше ласкали и обнимали детей, получая от этого более явное удовольствие, чем матери “амбивалентных” и “избегающих”. (Это не значит, что матери испытывающих надежную привязанность общались с детьми больше, но они общались качественнее, с большей лаской и отзывчивостью.) Матери избегающих детей уделяли ребенку меньше всего внимания, матери амбивалентных демонстрировали наибольшую тревожность, а также наименьшую предсказуемость реакций на ребенка – то любовь, то отторжение, то невнимание. Эйнсворт считала, что предсказуемость материнской реакции способствует формированию у ребенка уверенности и положительной самооценки в дальнейшем. У матерей, откликавшихся на сигналы расстройства предсказуемо быстро и ласково, малыши были спокойнее и радостнее, а подрастая, вырабатывали уверенность и независимость.

Основная идея Эйнсворт заключалась в том, что отзывчивые матери обеспечивают надежную базу. Ребенку необходимо знать, что основной заботящийся о нем взрослый – постоянный, надежный и всегда доступен. Приободренный знаниями о доступности своей матери, ребенок может идти вперед и исследовать мир. При недостатке этого ребенок чувствует себя небезопасно, и его исследовательский интерес угасает. Эйнсворт настаивала, что теплая, чувствительная забота не порождает зависимости, она освобождает и порождает самостоятельность. “Это хорошо – предоставлять младенцу и маленькому ребенку физический контакт”, – говорит она, – “особенно когда они хотят и ищут этого. Это не портит их. Не делает их цепляющимися. Это не делает их зависимыми от того, чтобы их носили на руках.” “Эта безопасность позволяет ему двигаться вперед, чтобы исследовать мир, изучать его и приобретать навыки, чтобы справляться с тем, с чем он сталкивается. Ребенок использует родителя, в качестве надежной базы, от которой он отталкивается, чтобы исследовать мир”.

На основании данных, полученных в результате исследований, Эйнсворт опровергла популярную в те времена точку зрения фрейдистов и  бихевиористов о том, что эмоциональная привязанность младенца к матери завязана только на кормление: мать обеспечивает грудное молоко, дающее комфорт, и младенец привыкает ассоциировать этот комфорт с матерью;  и что в самом материнском отношении, за исключением обеспечения пищей, нет ничего психологически значимого.

Таким образом, Эйнсворт сфокусировала свое внимание на том, как влияют на ребенка не чрезмерные стрессовые ситуации, а повседневные элементы родительства, такие как:

— Эмоциональная связь между матерью и младенцем и уровень настройки друг на друга.

— Материнская чувствительность, которая характеризуется тем, насколько чутко, быстро и адекватно мать реагирует на сигналы младенца.

—    В какой степени во взаимоотношениях между матерью и ребенком присутствуют сотрудничество и интерференция.  Сотрудничество – это когда родители делают что-то своевременно, когда ребенок открыт им, они не делают ничего наперекор ребенку. Интерференция: родитель начинает делать что-либо для ребенка, когда тот не готов. Эйнсворт показала, что матери младенцев, которые впоследствии формировали избегающий тип привязанности, брали на руки своих детей так же часто, как и матери детей, которые формировали надежную привязанность.  Но разница в том, что матери детей с избегающей привязанностью не брали малыша на руки тогда, когда ребенок этого хотел. Либо же, матери проявляли чрезмерное родительское рвение, бесконечно «занимались» с ребенком, обеспечивая высокий уровень стимуляции, даже когда ребенок в этом не нуждался.

Идея Эйнсворт помогла сместить фокус дебатов о воспитании детей с аргументов за конкретные методы на более объемное понятие чувствительности. Вопросы типа кормить ли грудью или из бутылки, в каком возрасте вводить прикорм, хоть и остаются важными, но больше не являются настолько животрепещущими. Теория привязанности говорит о том, что младенцы развиваются эмоционально из-за общего качества заботы, которую они получают, а не из-за конкретных методов. Ребенок, которого кормят из бутылочки, но чья мать более чувствительно настроена, будет более благополучным, чем ребенок, вскормленный грудью, но чья мать механична и дистанцированна.

 

Источники:

“Теория привязанности: современные исследования и перспективы.” Авдеева Н.Н.

“Век тревожности: Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя.” С.Стоссел

http://alpha-parenting.ru/2013/08/13/stanovlenie-privyazannosti-2/